Сглаживая углы проблемы, превращаешь ее в замкнутый круг.(Неизвестный автор)
Как хорошо играть, экономить время и развивать мышление
| |
AurelianoBuendia | Дата: Пятница, 10.03.2017, 09:10 | Сообщение # 1 |
Бывалый
Группа: Боевой товарищ
Сообщений: 1414
Награды: 3
Репутация: 79
Статус: Offline
| Вступление
Сразу скажу, что есть много игроков, которые играют сильнее меня. Тем не менее, думаю, мои идеи могут быть кому-либо полезны.
Стратегиум обладает двумя важными особенностями, в основном из-за которых я в него и играю: 1. Возможность выбирать для игры удобное время и ограничивать общие затраты времени на игру. 2. Я считаю, что Стратегиум, как и шахматы, развивает мышление. Это приносит пользу не только в игре, но и за ее пределами. Например, на работе.
Эта статья о том как максимизировать оба этих фактора. Удобнее распределять время на игру, используя даже небольшие промежутки времени, которых не хватает на продумывание хода целиком. При этом структурировать свое мышление и принимать более качественные решения в игре и за ее пределами.
Суть и структура анализа хода
Основная идея проста: письменный структурированный анализ каждого хода. Изложение своих мыслей в письменном виде само по себе позволяет улучшить их последовательность и качество. Если же ещё и придерживаться определенной структуры, это позволяет получить еще более высокий результат. Также при этом есть возможность начать анализ определенного хода в одно время, потом прерваться в связи с отвлечением на внешние факторы, а потом продолжить размышления с того места, на котором они остановились ранее. И не тратить заново энергию на продумывание хода с самого начала.
Для этого нужно любое приложение на мобильном телефоне, которое позволяет структурированно хранить и удобно отображать скриншоты и текст. Я для этой задачи (и многих других) использую Memento database.
Теперь про структуру анализа. Я использую следующую структуру: 1. В начале партии (стратегия): 1.1. Анализ карты 1.2. Постановка промежуточных целей для победы 1.3. План строительства 1.4. План первых ходов 2. Каждый ход (тактика): 2.1. Мозговой штурм 2.2. Поиск вариантов хода 2.3. Анализ и оптимизация вариантов
Расскажу о каждом пункте.
1.1. Анализ карты
Анализ включает в себя два этапа: 1) Просмотр в военной хронике партий высокоуровневых игроков на этой карте. 2) Анализ поля боя: расположение ключевых гексов и влияния модификаторов гексов на юниты.
1) Тут я углубляться не буду, отмечу лишь, что изучать эти партии следует критически. Не стоит делать определенный ход только потому что топовый игрок ранее сделал аналогичный на этой карте. Нужно думать, почему он его сделал, чем он руководствовался. Если логика непонятна, то лучше выбрать другой ход, преимущества которого вам ясны. Все ошибаются, и топовые игроки тоже. И в тактике, и в стратегии. История развития шахматной теории это хорошо показывает. Также важно посмотреть реплей до конца и проанализировать причины победы. Если первый игрок победил вследствие явной тактической ошибки второго, это еще не гарантирует, что стратегия первого была эффективной. Всегда думайте, что бы вы изменили в стратегии на месте проигравшего.
2) Анализ поля боя начинается с определения ключевых гексов. Ключевые - это те, контроль над которыми дает существенное преимущество, и при этом изначально не однозначно понятно, кто из игроков будет их контролировать. На разных картах они могут быть совершенно разными.
Чаще всего ключевыми являются орудийные гексы и бункеры. Также нередко ими могут быть вышки, шахты и аэс. Реже любые другие гексы.
Просмотр партий топ игроков на этой карте часто дает понимание, какие гексы будут ключевыми. Подобно рассматривать эту тему не буду, об этом можно целую отдельную статью написать.
Кроме определения ключевых гексов нужно понять, как ландшафт карты будет влиять на преимущества различных юнитов. На карте, где много равнин, хорошо играют сталкеры и танки. При пересеченной местности выгоднее использовать авиацию. Если много лесов и гор, можно строить больше пехоты.
Также стоит сразу наметить, где может проходить линия фронта, где возможны столкновения. Где юниты игроков могут просто стоять друг напротив друга, но никому будет не выгодно атаковать. Это может подсказать, где какие юниты будет выгодно расположить, особенно танки и артиллерию.
1.2. Промежуточные цели
Обычно промежуточные цели бывают такими: - контроль ключевых гексов - использование АЭС - создание и доставка определенных юнитов в определенные зоны А также создание препятствий противнику в аналогичных действиях или опережение его в скорости.
Часто эти цели конфликтуют между собой и нужно выбирать что-то одно в ущерб другому. На многих картах неясно, какая стратегия более успешна. Если у каждого игрока есть логичная стратегия и промежуточные цели, то исход игры чаще всего определяется тактическими решениями. Например, при выборе промежуточных целей один игрок может предпочесть сразу занять важный бункер, а второй вообще отказаться от борьбы за бункеры в дебюте, но быстрее соперника поставить мутанта или двух. На многих картах нельзя однозначно сказать, какое из этих решений лучше.
1.3. План строительства
План строительства должен исходить из особенностей ландшафта и из промежуточных целей. Нужно подумать, какие юниты нужны для достижения этих целей. В большинстве ситуаций стоит подумать о включении в план ополченцев и хантера. Так как почти на любых картах и почти при любых планах они полезны тем, что создают угрозу захвата шахт соперника и выстрелов с орудийных гексов. Но, конечно, есть много случаев, когда хантер это не требуется.
План строительства нужно составить на партию в целом (какие юниты в этой партии будут наиболее полезны) и конкретно на первые несколько ходов. Тут с помощью симулятора или расчетов нужно понять, сколько руды будет на каком ходу и как их эффективнее потратить.
1.4. Первые ходы
Исходя из всего перечисленного, нужно составить план на первые несколько ходов. План строительства и передвижения юнитов, направленный на выполнение ранее определенных промежуточных целей. План должен быть довольно точный, желательно спланировать расположение каждого юнита на 3-4 хода вперед. Точность, однако, зависит от карты. На некоторых картах вариативность развития событий настолько большая, что планировать более одного хода вперед смысла мало.
Планировать нужно не только свои действия, но и действия соперника. Нужно понять возможные стратегии с его стороны и для каждой хотя бы примерно понимать, что им можно противопоставить. Как на всю игру целиком, так и на первые несколько ходов в частности.
Теперь перейдем к тактике.
2.1. Мозговой штурм
Каждый ход я начинаю с мозгового штурма. Смотрю на текущее состояние поля боя и без какой-либо структуры перечисляю все мысли, какие приходят в голову по текущему ходу. Например: - снять вражеского ополченца с АЭС, пока он не мутировал - бросить все силы на захват бункера на севере - вылечить своего стража - соперник может добежать ополченцем до моей шахты на юге, надо спланировать оборону и т.д.
Неважно, насколько они совместимы между собой. На текущем этапе главное - не упустить ни одной идеи и ни одного фактора, который может повлиять на решение в текущем ходу. На основе этих мыслей уже можно будет готовить варианты хода. Лучше всего мозговой штурм проводить не в игре, а сделав скриншот поля боя и глядя на него. Чтобы было меньше искушения начать сразу двигать юниты, запускать симулятор и уже прорабатывать варианты. На этом этапе это еще рано, нужно сначала записать все идеи и важные для хода факторы.
В список идей для мозгового штурма всегда надо добавлять четыре идеи, независимо от остальных: - проверить возможность снятия супер юнитов противника - проверить возможность потери своих супер юнитов на следующей ход - изучить варианты захвата шахты противника - проверить возможность захвата своих шахт противником на следующий ход
Очень много раз у меня бывали случаи, что какие-то из этих четырех пунктов на первый взгляд кажутся невозможными и не требующими более детального анализа. Однако после начала анализа удавалось найти какой-либо неочевидный способ их реализации. Это бывает в партиях с соперниками абсолютно любого уровня, даже самыми сильными. Все иногда допускают ошибки. Также это бывает даже в начале партии и даже при минимальном количестве юнитов на поле боя. Поэтому эти четыре вещи нужно проверять каждый ход.
Помимо прочего, важно подумать о планах соперника. Всегда обращайте особое внимание на то, какие юниты он строит. И думайте, почему он выбрал именно их. По моему опыту, именно анализ строительства нередко позволяет понять, что соперник собирается делать не только на следующий ход, но и в ближайшие несколько ходов. Если вы видите в его плане слабые места, подумайте, как это обратить в свою пользу.
По итогам мозгового штурма стоит свериться с изначальной стратегией. Возможно что-то дописать в идеи по текущему ходу, на основе общей стратегии. А иногда имеет смысл вернуться к изначальной стратегии и пересмотреть ее. Обязательно стоит об этом подумать в случае, если соперник принял очень неожиданное решение или если партия очень сильно отошла от исходного плана. Не обязательно держатся за несколько стратегию слишком сильно. Стратегия должна быть гибкой и допускать пересмотр в будущем. Кроме того, наличие большого количества возможностей всегда дает преимущество. Поэтому, при прочих равных, нежелательно использование стратегий, которые трудно в будущем поменять.
2.2. Изучение вариантов
Далее идем по пунктам результатов мозгового штурма в любом порядке и готовим варианты хода. По каждому варианту смотрим, какие пункты учтены, а какие нет.
На этом этапе не обязательно прорабатывать каждый вариант до мелочей, подробно изучать возможные ответы соперника и так далее. Главное - накидать побольше принципиально разных вариантов. Например: А) Атака на танк соперника, никто не лечится, для обороны своей шахты на другом фланге строим сталкера. Б) Захват вражеской шахты с помощью транспорта, прикрытие ополченцами и стражем, оборонять свою шахту не нужно, так как в этом варианте некем ее брать. В) Не атакуем, лечим раненых, перегруппируем войска, чтобы создать угрозу более опасной и массовой атаки с захватом на следующий ход. И т.д.
По каждому варианту нужен скриншот, который показывает его суть. Не обязательно сразу во всех подробностях продумывать расстановку всех юнитов на скриншоте. Из него должна быть видна только основная идея хода.
С одной стороны, для экономии времени, часто при нахождении хорошего варианта хочется сразу его изучить подробнее. И в случае получения хорошего результата прекратить дальнейшие поиски и сделать ход. С другой стороны, для достижения максимального эффекта, нужно проанализировать все, прежде чем принимать финальное решение. У меня много раз была ситуация, когда я почти было делал ход. Но потом изучал подробнее свои записи с мозгового штурма и в итоге быстро находил вариант лучше. Несмотря на то, что уже потратил много времени на проработку предыдущего варианта. Если сначала набросать примерно возможные варианты, а потом уже детально изучать наиболее интересные, можно сэкономить время и получить результат лучше.
2.3. Анализ и оптимизация вариантов
Анализ включает в себя повторную проверку всех пунктов результатов мозгового штурма, какие из них учтены в изучаемом варианте. Если какие-то не учтены, то насколько это приемлемо. Можно ли доработать вариант для их учета.
Анализ каждого варианта состоит из множества итераций. В каждой нужно найти наиболее опасный возможный ответ соперника по текущему варианту хода. После чего поискать изменения хода, уменьшающие выгоды соперника от этого ответа. И так повторять до тех пор, пока не будет найден лучший подвариант. Отличия подвариантов на этом этапе могут быть очень небольшими. Часто это например, изменение порядка атак. Или смещение одного из юнитов на один гекс. И так далее.
Не обязательно проводить оптимизацию всех вариантов. Иногда после оптимизации одного сразу видно, что он лучше других.
В конце нужно еще раз проверить итоговую расстановку всех своих юнитов, особенно тех, которые на текущем ходу не принимали непосредственного участия в боевых действиях. Для таких юнитов нужно спланировать, что они будут делать в ближайшие несколько ходов, если прямо сейчас они не сражаются. Управление такими юнитами - скорее элемент стратегии, нежели тактики. По вниманию к таким юнитам часто можно отличить хорошего игрока от среднего.
Письменный или мысленный анализ?
При крупной структуре анализа возникает опасение потратить слишком много времени на записи. На самом деле записи экономят время по двум причинам: 1. Не нужно тратить время на повторное обдумывание одних и тех же мыслей. 2. После небольшой практики становится возможным использовать короткие промежутки времени, даже в несколько минут, чтобы продвинуться в принятии даже сложных решений (ходов в сложных партиях), на которые в совокупности нужно не менее часа. То есть анализ не обязательно делать за один большой подход, можно сделать много маленьких.
Тем не менее, сэкономить время можно засчет двух вещей: 1. Пропустить или выполнить не до конца какие-либо шаги анализа 2. Часть шагов делать не в письменном виде, а мысленно.
В условиях нехватки времени чаще всего приходится делать и то и другое. При этом важно понимать, чем можно пожертвовать в первую очередь, а чем во вторую.
В партиях с игроками не очень высокого уровня, я часто не делаю никакого письменного анализа. И часто даже не составляю план на партию, действую по ситуации. На ходы в таких партиях трачу минимум времени, только если нахожу интересную атаку, немного вкладываюсь в ее проработку. Играю в основном от ошибок соперника. Реплеи других игр на этой карте, тем не менее, обычно смотрю перед началом партии.
В партии с игроками более высокого уровня я обычно провожу более полноценный анализ. Первичный стратегический анализ я почти всегда провожу в таких партиях полностью в письменном виде. Иногда только пропускаю план первых ходов, в случае если хочу попробовать какую-либо новую экспериментальную стратегию. По текущему анализу при нехватке времени в первую очередь пренебрегаю письменной оптимизацией. Во вторую поиском вариантов. В третью мозговым штурмом.
Заключение
Для практический иллюстрации статьи выложу свои записи с анализом нескольких партий. Это pdf файлы, полученные экспортом из memento: https://cloud.mail.ru/public/5k7b/UHS7xeRrn
Также отмечу, что подобный анализ применим не только в игре. На работе, а иногда и в личной жизни, я тоже применяю похожие схемы для принятия сложных решений. Думаю, что упражнение в анализе в игре помогает тренировать мозг и быстрее и качественнее мыслить и за ее пределами.
|
|
| |
TALONE | Дата: Пятница, 10.03.2017, 09:27 | Сообщение # 2 |
Элита
Группа: Администратор
Сообщений: 28452
Награды: 8
Репутация: 65
Статус: Offline
| Отличная статья!
Мы победим!
|
|
| |
Вильгифорц | Дата: Суббота, 11.03.2017, 09:11 | Сообщение # 3 |
Новобранец
Группа: Фрилансер Pro
Сообщений: 234
Награды: 0
Репутация: 4
Статус: Offline
| Действительно интересно и полезно! Как-то думал начать записывать промежуточные мысли и планы в блокнотике, но не обратил внимание на эту идею и быстро забыл про нее. Нужно поэкспериментировать.
|
|
| |
TALONE | Дата: Суббота, 11.03.2017, 10:54 | Сообщение # 4 |
Элита
Группа: Администратор
Сообщений: 28452
Награды: 8
Репутация: 65
Статус: Offline
| Вообще эта статья наглядно показывает, для чего мы играем в Strategium - для развития интеллекта, или хотя бы для поддержки его в тонусе т.к. в современном мире редко приходится решать задачи, а большинство умственных операций приходится на прием и переработку информации. Современный человек все больше превращается в пассивного поглотителя информации и все меньше сталкивается с необходимостью собственно ДУМАТЬ. В жизни все меньше надо думать и рассуждать, ведь достаточно только включить девайс или телевизор и можно поглощать тонны информации, которую уже переработали и пережевали за тебя. Получается этакий информационный беззубый рот, поглащающий пережеванную другими мягкую кашку. Это ведет к деградации и постепенному превращению человечества в стадо. Думают и соображают только единицы, и то как правило молодежь пока учиться в школе и институте, а с возрастом все меньше остается задач для решения, ведь все уже решено и просто идет по накатанной: дом с телевизором-работа с банальным алгоритмом давно привычных действий-дом-работа.
Поэтому такие тренажеры для ума как Strategium просто необходимы. Ведь здесь каждый ход - это отдельная логическая задача, требующая поиска неординарных решений. Геймплей Strategium представляет собой не таймкиллер, не механический и отупляющий перебор рандома с оперированием скучной массой из трех типов типов юнитов, как в uniwar, а именно решение интересной логической задачи с необходимостью стратегического планирования и прогнозирования для КАЖДОГО хода и огромным многообразием возможностей. Это реально полезно. Получаемые таким образом навыки пригодятся игрокам во всех сферах их жизнедеятельности.
Мы победим!
|
|
| |
Djuice | Дата: Понедельник, 13.03.2017, 14:55 | Сообщение # 5 |
Группа: Фрилансер Pro
Сообщений: 73
Награды: 0
Репутация: 2
Статус: Offline
| Неудивительно что я на арене проиграл)) Для меня чтение этой статьи было очень поучительно. Отдельные мысли у меня такие же, но все сумбурно, крутиться в голове, нет возможности сравнить, поэтому я делаю ход когда устаю думать)) всегда на последнем варианте. Очень серьезный подход к игре, респект за это!
|
|
| |
ivanchuwimarket | Дата: Среда, 15.03.2017, 00:06 | Сообщение # 6 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| ничего себя насколько серьёзное отношение к игре...
|
|
| |
TALONE | Дата: Среда, 15.03.2017, 07:26 | Сообщение # 7 |
Элита
Группа: Администратор
Сообщений: 28452
Награды: 8
Репутация: 65
Статус: Offline
| Quote ivanchuwimarket ( ) ничего себя насколько серьёзное отношение к игре...
тут не столько к самой игре как таковой, сколько к процессу решения задачи. Игра - только способ, средство тренировки интеллекта и механизма принятия стратегических решений, хоть и увлекательное. Поэтому при серьезном подходе результат тоже получается вполне серьезный - более развитый ум, улучшенное качество решения задач в повседневной жизни и профессиональной деятельности, более глубокое проникновение в суть любого вопроса, а не суждение и вынесение оцненок по поверхностным лозунгам, как это сегодня бывает в массе. Не зря шахматы уже несколько веков считают НЕЗАМЕНИМЫМ инструментом развития человека. А Strategium это современные шахматы
Мы победим!
|
|
| |
|