Если всегда ставить себе границы в том, что можешь сделать, физические или любые другие, можно с таким же успехом быть мертвецом. Это распространится на работу, на мораль, на всю жизнь. Нет никаких границ, только горизонтальные участки стабилизации. Но нельзя на них оставаться, нужно выходить за их пределы. Если это убьёт — значит, убьёт. (Брюс Ли)
Стратагема 4. В покое ожидать утомленного врага
| |
TALONE | Дата: Четверг, 07.02.2013, 18:28 | Сообщение # 1 |
Элита
Группа: Администратор
Сообщений: 28452
Награды: 8
Репутация: 65
Статус: Offline
| Стратагема № 4. В покое ожидать утомленного врага
В покое (недеянии) ожидать утомленного (врага). Стратагема изматывания противника. Спокойно ждать, когда враг утомится.
Силы, связывающие врага, Проистекают не из открытого противоборства. ("Сань ши лю цзи")
Толкование Сия хитрость заключается в том, чтобы поставить противника в невыгодное для него положение. Смысл сего приема заключается не в том, чтобы завлекать врага в неблагоприятное для него место и там поджидать его, а в том, чтобы: - простым действием добиться контроля над сложной обстановкой; - отсутствием маневра отвечать на маневры неприятеля; - малыми переменами отвечать на большие перемены в действиях неприятеля; - неподвижностью отвечать на движения неприятеля; - маленьким движением отвечать на большие движения неприятеля. Одним словом, быть по отношению к противнику осью, которая управляет колесом.
Смысл стратагемы по "КНИГЕ ПЕРЕМЕН" "Сильный теряет, слабый приумножает". Здесь цитируется афоризм из комментария к гексаграме № 41 Сунь "Убыль". Внизу две девятки завершаются шестеркой, что означает потерю силы. Вверху две шестерки завершаются девяткой: приращение слабости. Так мягкость и уступчивость в конечном счете - т.е. в завершающей фазе - приводят к победе.
Примеры
Шестнадцать иероглифов Мао: формула партизанской войны
В работе «Вопросы стратегии революционной войны в Китае» (декабрь 1936 г.) Мао писал: «Если наступающий противник намного превосходит нашу армию по численности и силе, то добиться изменения в соотношении сил можно лишь только тогда, когда он углубится на территорию опорных баз и сполна хлебнет там лиха, как это произошло с ним в третьем "карательном походе", во время которого начальник штаба одной из бригад Чан Кайши заявил: "Толстых затаскали до худобы, а худых затаскали до смерти", а командующий гоминьдановской армией западного направления Чэнь Миншу говорил: "Национальная армия везде как в потемках, а для Красной армии повсюду светло". Вот в таких условиях, даже если противник силен, силы его резко падают, войска изматываются, их моральное состояние понижается и многие его слабые места становятся очевидными. Красная же армия, хоть она и слаба, в отличие от противника накапливает силы и, находясь в прекрасном состоянии, поджидает измотавшегося противника. При таком положении часто создается некоторое равновесие сил или же абсолютное превосходство противника превращается в относительное превосходство, а наша абсолютная слабость — в относительную слабость; бывает даже, что противник становится слабее нас и мы получаем над ним перевес». (Там же, с. 275 — 276.) В телеграмме от апреля 1947 г. относительно хода операций на северо-западном театре сражений Мао подчеркивает: «Наш курс состоит в том, чтобы, действуя прежним методом, заставить противника еще некоторое время (примерно месяц) покрутиться и помыкаться в данном районе, с тем чтобы он вконец измотался и стал испытывать острый недостаток в продовольствии, а затем, в подходящий момент, уничтожить его. Главные силы наших войск не должны спешить на север для наступления на Юйлинь или на юг для нанесения удара по противнику с тыла. Следует разъяснять командирам, бойцам и народным массам, что применяемый нашей армией метод есть необходимый путь, ведущий к окончательной победе над противником. Если не измотать противника полностью и не довести его до крайнего голода, то невозможно будет добиться окончательной победы. Этот метод можно назвать "тактикой изматывания" — противника изматывают до полного истощения сил, а потом уничтожают». (Мао Цзэдун. Избр. произ. Т. IV. Пекин, 1969, с. 160.)
В сжатой форме Мао выразил содержание Стратагемы № 4 в стихотворений из 1 6 иероглифов, заключающем в себе формулу партизанской войны: Враг наступает — мы отступаем, Враг остановился — мы тревожим, Враг утомился — мы бьем, Враг отступает — мы преследуем. (Мао Цзэдун. Избр. произв. Т. I, 270.)
***
В 1410 году близ Грюнвальда состоялась битва объединенных славянских сил под предводительством польского короля Ягайло и рыцарей Тевтонского ордена. Войска вышли на исходные позиции рано утром. Но славяне не хотели драться в открытом поле, где они были заведомо слабее тяжеловооруженных рыцарей. Рыцари не хотели атаковать позиции славян, находящихся под защитой леса. Так они и стояли. Дело было 15 июля. Солнце припекало. Доспехи на рыцарях нагревались. И рыцари, и их лошади простояли под палящим солнцем много часов. У славян под деревьями таких проблем не было. Когда в конце концов началась битва, славянские воины имели гораздо более хорошую физическую форму. Тевтонский орден получил сокрушительное поражение.
***
"Утомленность" противника может возникать не только от передвижений и походов. В спорте для того чтобы получить к решающей игре "утомленную" команду противника и таким образом предрешить результат матча, спортивные мафиози имеют отработанный арсенал средств. От составления таких графиков встреч, когда одна команда изначально ставится в более выгодное положение, до запрограммированного отсутствия нормальных бытовых удобств неугодной команде.
Но подобную тактику могут использовать и в честной борьбе. В свое время чехословацкая сборная по хоккею эффективно использовала против советской команды стратегию, при которой замены ее игроков производились на одну-полторы минуты раньше замены советских хоккеистов. Получалось, что в эти промежутки времени уже уставшие советские спортсмены играли со свежими игроками ЧССР.
***
В конкурентной и политической борьбе эффект усталости команды конкурентов может достигаться различными методами. В том числе отвлечением сил команды противника для разбора жалоб, ответов на абсурдные обвинения, проведением проверок налоговых и прочих органов.
***
Операция американских правоохранительных органов против Аль Капоне завершилась успехом в силу тех обстоятельств, что была подготовлена в течение одного года, того срока, который Аль Капоне провел в тюрьме за незаконное ношение оружия.
Пока Капоне выдавал другим заключенным книги в тюрьме Хольмсбург, правоохранительными органами США были выявлены пивоварни и склады мафии. Затем проведена операция, в результате которой более тридцати нелегальных заводов по производству виски попали в руки полиции, захваченными оказались склады с готовой продукцией, конфисковано оборудование стоимостью в несколько миллионов долларов и более пятидесяти грузовиков.
Экономическое могущество клана было весьма сильно подорвано. Но использовались и другие способы для разложения и ослабления семьи Капоне. В среде гангстеров распространялись слухи, которые должны были посеять недоверие к Капоне, проводились демонстрационные акции. Непосредственно после освобождения Капоне из тюрьмы в его резиденции раздался телефонный звонок. Неизвестный сообщил, что в 11 часов перед отелем, в котором находился офис Капоне, произойдет что-то интересное.
Действительно, в 11 часов мимо отеля медленно проехала колонна грузовиков, ранее принадлежащих мафии. На грузовиках находились до зубов вооруженные полицейские. Эту картину наблюдал и сам Капоне, и его ближайшее окружение. Но, как оказалось, реальная опасность была в другом. Летальные проблемы возникли с налоговым, а не полицейским ведомством. Для решения проблем с налоговыми службами административных, управленческих и финансовых ресурсов у Капоне оказалось уже недостаточно.
***
Стратагема широко используется в политике. В годы холодной войны США целенаправленно способствовали втягиванию Советского Союза в гонку вооружений, участию в локальных войнах и политических авантюрах. Затраты СССР на военные конфликты, братскую помощь развивающимся странам и антиамериканским режимам значительно истощили и подорвали экономику Советского Союза. Советский Союз, решая глобальные проблемы борьбы за мир во всем мире и организации единого антиимпериалистического фронта, не мог инвестировать достаточное количество средств в модернизацию собственной экономики.
Предприятия в СССР являлись собственностью государства и, соответственно, не могли иметь иных источников инвестирования, кроме государственных. Экономика оказалась зависимой от идеологических целей и политических амбиций. Это ее в значительной мере и сгубило. Средства, на которые можно было развивать высокие технологии, разошлись по сомнительным программам оказания помощи непонятным режимам Азии, Африки, Латинской Америки. В США гонка вооружений не легла на экономику тяжким бременем.
Был определен оптимальный вариант расходов на оборонные нужды, который стимулировал, а не разрушал собственное производство. Частные оборонные фирмы получали госзаказы, успешно развивались наукоемкие производства, если кому-то США и оказывали "безвозмездную" помощь, то это компенсировалось вполне реальными политическими или экономическими выгодами. США четко знали, чего хотят, — усиления реального политического и экономического могущества.
А вот чего хотел СССР, не знал никто, включая руководство страны. Страна двигалась по инерции. По инерции принимались решения. Пока экономика работала, инерция продолжалась. С приходом перестройки и демократизации внутренние проблемы закономерно возникли, обострились и приобрели катастрофический характер. России стало не до борьбы за мировое лидерство. Закономерным итогом стало то, что на международной арене Россия почти полностью потеряла свои недавние возможности, авторитет и вес.
Резюме: Атакующий, активный противник тратит больше сил. Герой заставляет врага расходовать силы еще до столкновения, подстерегает его после долгого перехода, после преодоления препятствий. Как вариант – герой не реагирует на предыдущие действия врага, тем самым делая их бессмысленными.
Мы победим!
|
|
| |
TALONE | Дата: Четверг, 07.02.2013, 18:54 | Сообщение # 2 |
Элита
Группа: Администратор
Сообщений: 28452
Награды: 8
Репутация: 65
Статус: Offline
| Применение стратегемы 4 в UniWar
Итак, стратегема 4 это стратегема изматывания противника, истощения его ресурсов, накопления усталости и напряженности. При этом очевидно, что такое возможно только при наличии инициативы в наших руках. Как говорят древние "нужно быть по отношению к противнику осью, которая управляет колесом"
При игре в UniWar стратегема 4 распадается на два взаимодополняющих аспекта: изматывание противника посредством внешних факторов, и изматывание противника посредством внутриигровых факторов.
Первый аспект - это институциональный уровень управления игрой, когда мы используем внешнюю силу для достижения у противника эффекта утомляемости. Здесь лучше всего работает способ навязывания противнику игры в такое время суток, когда он устал, измотался за день и банально хочет спать. Это может показаться смешным, но в реальности множество игр было выиграно только потому, что я навязывал противнику игру в такое время, когда у него уже глубокая ночь. Человек хочет спать, торопится и часто ошибается. Навязть игру в такое неудобное для противника время можно как посредством чата, так и тем, что вы висите в онлайне и быстро отвечаете на ходы. Большинство игроков в ТОПе очень азартны, поэтому не нужно прилагать много усилий, чтобы подбить такого игрока провоевать ночь напролет. Обычно здесь не приходится долго уговаривать, особенно в острых и решающих стадиях игры.
При этом сами не позволяйте втягивать себя в подобные ночные бдения (конечно, кто б говорил, но мы изучаем идеальную тактику). Множество игр было откровенно слито мною где-то в период между 4-мя и 6-ю часами утра просто по причине усталости
Утомляет не только активная игра, утомляет еще и скука. Если хотите легко обыграть TALONE, то ходите строго раз в сутки, как по часам, в таких играх я обычно забываю, что было сутки назад, интерес теряется, игра становится скучной, занудной и в итоге сливается как надоевший хлам.
Сильно утомляют большие карты, особенно при игре за зверей против титанов. Множество подобных игр я просто бросал и сдавался в них или же сливал, только чтобы избавится от мучения двигать десятки закопышей туда-сюда. В таких партиях лично мне легче проиграть, чем перехаживать и искать какие-то идеальные ходы. Такое мнение у многих игроков в ТОПе т.к. играем все-таки для удовольствия, а победа уже вторична по важности. Но бывает, что нужна именно победа, тогда знание того, что противник утомлен скукой можно выгодно использовать. Полезно еще более усилить скуку фразой в чате о том, что игра скучная (boring game), после таких слов противник еще больше расслабляется и позволяет себя обыграть.
Второй аспект стратегемы 4 это изматывание противника посредством внутриигровых факторов. И здесь главное правило таково: заставляйте противника маневрировать как можно чаще и как можно более сложным образом. Чем больше юнитов за раунд вы заставите его переставить с клетку на клетку, тем выше его утомляемость и вероятность ошибки.
При этом высший пилотаж это вызывать глобальные маневры противника посредством минимальных своих маневров. Например, выкапывание закопышей в тылу противника может заставить его бросить все и перебросить значительную часть своих сил в тыл (конечно, делаем это так, чтобы противник не смог уничтожить закопышей), или небольшое продвижение вперед нашей артиллерии может повлчеь глобальные изменения в боевом строе противника. То есть мы делаем минимальные движения: выкопали жуков и закопали, двинули артиллерию вперед и затем вернули его назад, а противник в ответ выполняет сложные маневры, да еще и старается разгадать нашу "хитрость", увидеть смысл там, где его нет.
Китайцы так говорят об этом:
Цитата - простым действием добиться контроля над сложной обстановкой; - отсутствием маневра отвечать на маневры неприятеля; - малыми переменами отвечать на большие перемены в действиях неприятеля; - неподвижностью отвечать на движения неприятеля; - маленьким движением отвечать на большие движения неприятеля
Или, как говорил старина Мао:
Цитата Враг наступает — мы отступаем, Враг остановился — мы тревожим, Враг утомился — мы бьем, Враг отступает — мы преследуем.
Поверьте, что большинство игроков напрочь забывают про все свои планы, их строй теряет порядок, а управлние становится хаотичным после пары-тройки таких маневров. Почти все сильные игроки начинают партию красиво и правильно, но стоит их чуть-чуть раскачать, заставить поманеврировать, как в войсках начинается хаос, открывается множество дыр в обороне, а наступление смазывается.
Используйте стратегему 4 мудро и обязательно добьетесь победы даже над самым сильным противником.
Мы победим!
|
|
| |
|